+7 495 232-94-60
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru

 

Города в турах по Золотому Кольцу России

Углич

Углич – небольшой городок в Ярославской области, расположенный на берегу реки Волги, в том месте, где она делает крутой изгиб, который назывался «Угилец» или «Углич». Возможно, поэтому и город носит это имя. По другой версии в этой местности раньше выжигали уголь. В летописях встречается упоминание города Углича с 937 года. В 13-м веке он становится столицей небольшого княжества. Позже Угличское княжество стало уделом Московского. В 15-м столетии здесь чеканили монеты, вели летописание и писали книги. Город стал политическим, экономическим и культурным центром Русского государства. Трагическая страница истории 16-го века – убийство сына Ивана Грозного, царевича Димитрия. Это событие предшествовало «смутному времени» - кровавой эпохи гражданских войн, самозванцев, интервенции и разорения страны. В 19-м веке Углич превратился в провинциальный городок.

Углич

Достопримечательности Углича

1. Кремль; 2. Воскресенский монастырь: 3. Богоявленский монастырь (бывший) 4. Церковь Димитрия на Поле; 5. Алексеевский монастырь; 6. Корсунская церковь; 7. Пристань; 8. Церковь Рождества Иоанна Предтечи; 9. Автовокзал

Город Золотого Кольца России Углич  районный центр Ярославской области, расположен в 204 км к северу от Москвы на р. Волге. Население — 40 тыс. человек.

История основания города Углич

В общерусских летописях Углич впервые упоминается под 1148 г. Волжский крутой береговой изгиб, на котором расположился город, когда-то носил название “Углец”, или “Углич”. Согласно преданию, город был основан значительно раньше, еще в начале X в. и этот факт уже подтвержден недавними раскопками, проведенными на территории кремля. В этом месте в 937 г. остановился кн. Ян Плескович, прибывший из Киева для сбора дани. Здесь ему понравилось, и через десять лет (947) он основал город — в том месте, где теперь находится кремль.

Христианином князь стал позже — в Царьграде и крестился вместе с кн. Ольгой, с которой находился в родстве. Из Киева христианство стало быстро распространяться по Руси. Уже на третий год после крещения внука Ольги св. Владимира (991) в Угличе был построен первый храм, в честь царя Константина и его матери Елены.

В 1218 г. город стал столицей княжества. В 1238 г. Угличское княжество было разорено и сожжено татарами, но угличскому кн. Владимиру удалось уцелеть. В 1244 г. кн. Владимир вместе с другими князьями получил в Орде от Батыя право на свою вотчину. В 1261 г. угличский стол унаследовал после смерти отца и брата Андрея кн. Роман Владимирович.

Он был любим угличанами, так как при нем построено не менее 15 храмов, а также богадельни и приюты для неимущих. Во время его княжения не было междоусобных войн, а угличские владения расширялись. Тогда в княжество входили такие города как: Углич, Кашин, Бежецк, Устюжна, Дмитров, Звенигород и построенный князем г. Романов (переименованный в советские годы в Тутаев).

Умер кн. Роман Владимирович в 1285 г. В 1486 г. его мощи обретены нетленными. В 1609 г. поляки сожгли их вместе с собором, но останки их продолжали исцелять. Сейчас мощи св. кн. Романа покоятся в церкви Димитрия на Поле.

Борьба за власть московских и удельных князей

В 1446 г. Московский кн. Василий Васильевич был захвачен заговорщиками, возглавляемыми Галичским и Угличским кн. Димитрием Шемякой. Московский князь был ослеплен и сослан в Углич. Несмотря на обоюдное прощение, которое князья испросили друг у друга, в течение года московский престол находился в руках кн. Димитрия. До наших дней дошло ироническое выражение “Шемякин суд”, характеризующее время пребывания этого князя на московском престоле.

Князь Василий, прозванный после его ослепления Темным, по настоянию епископа Ионы получил в удел Вологду. После собора русских архипастырей, на котором кн. Димитрия Шемяку за его поступок грозили отлучить от Церкви, кн. Василию великокняжеский стол был возвращен. Не желая перейти в московское княжество добровольно, в 1447 г. Углич был взят силой и опустошен недавним его узником.

Преподобный Паисий — основатель Покровского монастыря в Угличе

По духовному завещанию Василия Темного Московское княжество вновь было раздроблено на уделы. Сыну Ивана III досталась Москва, а Андрею Большому — шесть городов, включая Углич. При правлении кн. Андрея Большого Углич достиг своего наивысшего расцвета. При нем был создан великолепный ансамбль каменных зданий кремля, от которого теперь остались только дворцовые палаты — уникальный памятник древнего гражданского зодчества.

Желая также основать в Угличе мужскую обитель, князь Андрей Васильевич попросил у преподобного Макария Калязинского в настоятели юного инока Паисия, племянника Макария.

Вскоре на левом берегу Волги, в трех километрах от Углича, Паисий основал Покровский монастырь. Благочестивый князь щедро помогал обители, но игумен не ослабил своих аскетических правил: сам копал землю, в любой мороз ходил в одной власянице. В 1482 г. был освящен каменный храм в честь Покрова Божией Матери.

Преставился преподобный Паисий в 1504 г. в возрасте 106 лет.

В музее Угличского кремля хранится распятие из слоновой кости. Этим распятием игумен Покровского монастыря Антоний в 1608 г. надеялся остановить захватчиков, но один из варваров ударом сабли зарубил Антония, а также отсек руку Христа на распятии. Позднее местные умельцы, используя кипарисовое дерево, восстановили утраченную деталь на распятии. Интервенты разорили Покровскую обитель, а при советской власти монастырь был затоплен при строительстве Угличской ГЭС (1936-1950).

Захват Угличского удела Москвой

К концу XV в. многие русские города уже были присоединены к Москве, даже такие как могучая Тверь и Великий Новгород, а маленький Углич все еще пытался сохранить свою независимость. В 1492 г. великий кн. Московский Иван III захватил своего брата, угличского князя Андрея Большого, в Москве и отправил в тюрьму Переславля-Залесского, где он скончался через год. Почти полвека томились в тюрьмах и сыновья угличского князя - Иван и Димитрий, где они и скончались. Иван, в схиме Игнатий, причислен к лику святых.

Перед свержением кн. Андрея в Угличе случился пожар, который уничтожил 15 храмов и более 500 дворов.

Красивая легенда о колоколе и печальная быль

Иван Грозный завещал царство сыну Феодору, а сыну от другой жены Димитрию пожаловал Углич с уездом. После смерти Ивана Грозного приближенные царя удалили Димитрия с матерью Марией Федоровной Нагой в его вотчину. В действительности власть в государстве была захвачена умным и хитрым шурином Борисом Годуновым.

15 мая 1591 г. девятилетний царевич Дмитрий гулял в кремлевском угличском саду в сопровождении кормилицы. Трое мужчин набросились на него и перерезали ему горло. На крик кормилицы выбежала мать царевича и другие родственники, пономарь же Феодот Афанасьев бросился на колокольню древнего Спасского собора и ударил в набат. Собравшийся народ мгновенно растерзал предполагаемых убийц. Народная молва гласила, что убили царевича люди Бориса Годунова.

Граждане Углича, казалось бы, выразили свой патриотизм, свершили правосудие - отомстили за смерть наследника. Но Борис Годунов рассудил по-своему, сам нашел виновных и объявил приговор: сбросить со звонницы колокол, который осмелился возвестить о произошедшей трагедии, вырвать у него язык, отрубить ухо, отстегать 12 раз плетью и сослать в Сибирь. Нести же его должны были представители угличан, наиболее активные. Кое-кто из местных жителей тоже лишился языка — “за смелые речи”. Около двухсот горожан были преданы смерти. В фундаментальном труде историка Н. И. Костомарова говорится, что правительство объявило и приказывало народу верить, что смерть царевича произошла от самоубийства, но в народе сохранилось убеждение, что царевич был зарезан по тайному приказанию Бориса.

Вскоре после гибели царевича, на праздник Троицы, во время отсутствия царя, уехавшего в Сергиев монастырь, вспыхнул в Москве пожар, обративший в пепел значительную часть Белого города. Возвратившись, Борис тотчас начал раздавать пособия погорельцам и за собственный счет отстраивал целые улицы. Несмотря на такую щедрость, в народе ходили слухи, что пожар произведен был людьми Годунова, по его приказанию для того, чтобы отвлечь внимание столицы от совершенного убийства.

Темное пятно легло на род Годуновых и всю Россию. Поддерживаемые Польским королевством, приходили Лжедимитрии, и многие русские хотели верить, что царевич жив. И лилась русская кровь с обеих сторон. Годунов скоропостижно умер своей смертью, но его жена и сын были убиты при первом Лжедимитрии.

После убийства первого самозванца на престол вступил Василий Шуйский - князь, который руководил ложным расследованием смерти царевича. Опасаясь появления новых лжедимитриев, он решил перенести прах царевича из Углича в Москву. 15 мая 1606 г. ровно через 15 лет гроб был открыт. Мощи царевича оказались нетленны, храм наполнился благоуханием. Записаны десятки исцелений во время несения мощей св. Димитрия. По решению собора архиереев и царя св. мощи были положены в серебряную раку и поставлены в Архангельском соборе Кремля.

В 1608 г. войска Сапеги пришли в Углич насаждать второго Лжедимитрия. Угличане встали насмерть за память Димитрия. По свидетельству летописца, погреба наполнились кровью. К небу вознеслись 40 тыс. душ, разрушено 150 церквей и 12 монастырей. От города осталось только название. К 1681 г. население Углича выросло до 850 мужчин (женщин и детей не считали).

А что же стало со ссыльным колоколом?

Сосланный 19-пудовый колокол в течение года был дотянут “народными избранниками” под конвоем до Тобольска. Воевода Тобольска встретил их фразой, сохранившейся на века: “Первоссыльный, неодушевленный с Углича”.

После смерти Бориса Годунова угличане неоднократно поднимали вопрос, чтобы им вернули их колокол. Даже в декабре 1849 г. в прошении вернуть ссыльный колокол докладывали лично императору Николаю I, но им опять было отказано.

Тобольчане же привыкли к “Корноухому” колоколу — он стал одной из достопримечательностей города. Кто-нибудь приедет из России и, первым делом, на Софийскую колокольню посмотреть на ссыльного.

Через триста лет просьба угличан все же была рассмотрена и удовлетворена. В 1892 г. колокол вернулся в Углич, и после “благодарственного Господу Богу” молебствия на соборной площади раздался его звон.

Приехал гость давно желанный,
Привет тебе, земляк родной!
Три века жил ты, как изгнанник,
Теперь настал и праздник твой

- писал Л. В. Колотилов.

Но когда специалисты стали изучать колокол, то сразу же засомневались в его подлинности. Прежде всего, надпись была -XVIII в., форма и оформление отличались от подлинника, только вес был тот же — 19 пудов.

В сохранившихся документах обнаружили, что в 1677 г. колокол висел на Софийской соборной колокольне, которая во время пожара сгорела, а колокол расплавился. Митрополит Сибирский и Тобольский Павел в XVIII в. приказал отлить такой же по весу и сделать надпись: “Сей колокол, в который били набат при убиении блгв. царевича Димитрия, в 1593 г. прислан из Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск”. Присланного самозванца поместили при Крестовой архиерейской церкви под навесом.

Но в то время народная молва утверждала, что угличский колокол цел и находится в городе Сольвычегодске, что на р. Вычегда. В этом городе был развит литейный промысел - отливали пушки из железа и меди, возможно, и занимались престижным производством по отливке колоколов. Но как там оказался ссыльный колокол?

Существует легенда, что народ защитил преследуемый чудотворный колокол - не надеясь на разум властей, тайно вывезли его еще до пожара в далекий Сольвычегодск. Там местный люд считал его чудотворным уже многие десятилетия. Колокол регулярно омывали водой и собранную воду собирали в специальный сосуд — “туеску”. Эта вода обладала целебными свойствами, особенно от разных детских болезней.

Вот и остается две версии: если колокол в Тобольске был уничтожен пожаром, то в Сольвычегодске появился “самозванец — 2” (российская история повторяется - ведь Лжедимитриев тоже было два).

Хочется верить в эту красивую легенду, что народ уберег и сохранил этот ссыльный колокол.

Древние Угличские монастыри

Углич на рубеже XVIII-XIX вв.

В 1784 г. Углич получил регулярную планировку с “трезубцем” центральных улиц. Дома ставились строго вдоль выпрямленных улиц, старые постройки сносились. От прежнего Углича XVIII в. сохранилось только несколько старых домов -- первые каменные особняки -- примеры провинциального барокко (XVIII в.). Облик старых кварталов и ныне определяют строгие ряды небольших каменных домов, построенных преимущественно в стиле классицизма. Некоторые из них осуществлены по образцовым проектам выдающихся петербургских архитекторов Л. Руска, В. Гесте и В. П. Стасова.

К наиболее интересным зданиям можно отнести двухэтажный дом купцов Овсянниковых, с деревянной четырехскатной тесовой крышей “колпаком”, двухэтажный дом Ворониных, конца XVIII в., с прекрасной изразцовой печью, дом Калашника, начала XVIII в. Среди зданий XIX в. выделяется своей уютностью дом Переславцева.

С середины XVII в. в городе развиваются ремесла: кузнечное, медное, серебряное дело, выработка льняных тканей и кож, продолжает развиваться торговля. Примерно в 1730 г. угличские мастера изготовили для колокольни Спасо-Преображенского собора “часы с боем и перечасьем”, которые целы доныне.

Углич в наше время

Первый часовой конвейер угличского завода “Чайка” был пущен в 1950 г., а в 1956 г. было налажено производство одних из самых миниатюрных в мире женских часов (диаметром 16 мм). После приватизации объем производства снизился, тем не менее “Чайка” пока единственный в России часовой завод, аттестованный по международному стандарту “ISO-9001”, объем его производства — около миллиона часов в год. Многие модели украшены финифтью и филигранью.

В Угличе работают также предприятия “Станкотех”, “Угличмаш”, заводы по производству сыра, минеральных вод, мясокомбинат, лесокомбинат, льнозавод и другие производства.

Справки для паломников и туристов

Проезд в Углич из Москвы:

  • С Белорусского вокзала 3 раза в неделю до Углича идет ночной поезд, время в пути — 6 часов.
  • По MB до Сергиева Посада, затем Р104 и А108, 240 км, время в пути — 3,5 часа.
  • Вокзалы Углича

Вокзалы Углича

Автовокзал находится по адресу: ул. Ольги Бергольц, 18 а.

Ж/д вокзал находится по адресу: Вокзальная ул., 20.

Речной вокзал расположен по адресу: ул. Островского, 12.


Найдено туров: 5
Название тура и города Даты тура Цена тура
на человека от

В гостях у сказки
Подробнее >>>

Переславль-Залесский — Ростов Великий — Углич — Калязин
автобусный тур выходного дня 2 дня / 1 ночь

2018 год: 30 апреля — 01 мая, 10—11 июня, 28—29 июля, 18—19 августа, 06—07 октября, 03—04 ноября
2-местн. - 8600 руб.
1-местн. - 10100 руб.

Города классической провинции
Подробнее >>>

Углич — Мышкин — Мартыново
автобусный тур на выходные 3 дня / 2 ночи

2018 год: 30 апреля — 02 мая, 10—12 июня, 03—05 ноября
2-местн. - 11490 руб.
1-местн. - 13790 руб.

Золотое Кольцо на 4 дня
Подробнее >>>

Сергиев Посад — Ростов Великий — Ярославль — Мышкин — Углич — Кострома — Плес — Переславль-Залесский
автобусный тур 4 дня / 3 ночи

2018 год: 22—25 мая, 05—08, 19—22 июня, 03—06, 17—20, 24—27 июля, 07—10, 14—17, 21—24, 28—31 августа, 11—14, 25—28 сентября
2-местн. - 11990 руб.
1-местн. - 14490 руб.

Золотые Купола
Подробнее >>>

Переславль-Залесский — Ростов Великий — Углич — Мышкин — Ярославль — Кострома — Плес — Иваново — Владимир — Суздаль + теплоходная прогулка
автобусный тур 5 дней / 4 ночи

2018 год: 30 апреля — 04 мая, 11—15, 25—29 июня, 09—13, 16—20, 23—27 июля, 06—10, 13—17, 20—24 августа, 10—14, 24—28 сентября
2-местн. - 16490 руб.
1-местн. - 19490 руб.

Большое Золотое Кольцо
Подробнее >>>

Тверь — Торжок — Дмитров — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Углич — Мышкин — Ярославль — Кострома — Плес — Иваново — Владимир — Суздаль + теплоходная прогулка
автобусный тур 7 дней + 2 ночных переезда / 6 ночей

2018 год: 09—15, 23—29 июня, 07—13, 14—20, 21—27 июля, 04—10, 11—17, 18—24 августа, 08—14, 22—28 сентября
2-местн. - 23900 руб.
1-местн. - 29900 руб.

Оплатить туры и экскурсии по Золотому Кольцу и старинным городам России можно наличными или через банк (Сбербанк).
Подробнее о наличном и безналичном способе оплаты туров (экскурсий) >>>

Поделиться в соцсетях:

Туристическая фирма "ИДНИ"
город Москва

+7 495 232-94-60
+7 495 743-95-91

E-mail: edem@more-info.ru